logo
Победитель конкурса «Первый учитель» 2024 года дала практические советы, как избежать профессионального выгорания

Победитель конкурса «Первый учитель» 2024 года дала практические советы, как избежать профессионального выгорания

Что такое профессиональное выгорание, как его распознать, а главное – как учителю оставаться энергичным и влюбленным в свою профессию? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью для проекта онлайн-школы учителей года России «Вопрос на засыпку» ответила Светлана Редченко, учитель начальных классов школы № 2 поселка Чернянка Белгородской области, победитель Всероссийского профессионального конкурса «Первый учитель» 2024 года. Педагог поделилась практическими рекомендациями по сохранению эмоционального равновесия. Светлана Редченко отметила, что, несмотря на успех в конкурсе, любимую работу, отличные отношения с коллегами и учениками, у нее иногда появляется чувство тревожности и дискомфорта – первые признаки профессионального выгорания. В специализированных книгах она нашла ряд полезных приемов, которые каждый может применить на практике. Во-первых, педагог рекомендует постараться отпустить ситуации, которые невозможно изменить, и посмотреть на них со стороны. В них обязательно найдутся не только отрицательные, но и положительные стороны. Во-вторых, для снятия тревожности Светлана Редченко советует создавать «островок» безопасности и спокойствия, побыв наедине с собой (посидеть в тишине, пройтись по коридору или попить воды) в течение десяти минут и не думать о негативе. В-третьих, учитель рекомендует использовать прием «микроотпуск», который заключается в том, чтобы уделить даже в самый занятый день 5–10 минут на любимое занятие (вязание, рисование, чтение или прослушивание музыки). Четвертым советом Светлана Редченко назвала «банку позитива», которую использует как в семье, так и в классе. Она записывает на бумажках радостные и хорошие события, складывает их в специально украшенную банку. Чтение записок в периоды грусти помогает улучшить настроение.  «Эта баночка у нас красиво оформлена бусинками и ракушками. Ее завела дочь, и мы продолжаем пополнять банку своими записками, где описываем что-то позитивное. Прошел день или неделя – я записываю, что в моей жизни произошло хорошего. Действительно, когда тебя одолевает печаль и опускаются руки, достаешь эти бумажки, перечитываешь, и уже жизнь становится веселее и ярче. В классе мы тоже завели банку позитива – коробочек, куда хорошие воспоминалочки записываем и складываем», – поделилась со зрителями учитель младших классов. И пятым пунктом учитель отметила важность избавления от синдрома отличницы для эмоционального комфорта, так как стремление к идеалу может вызывать дополнительный стресс и напряженность. В ходе интервью также была затронута тема начала нового учебного года. Светлана Редченко рассказала, что в 2025/26 учебном году она будет вести первый класс и в первую очередь начнет занятия с мероприятий, которые направлены на знакомство детей с учителем и друг другом. Завершился эфир проекта онлайн-школы учителей года России «Вопрос на засыпку» обсуждением фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен». В роли ведущих программы выступили представители Центра просветительских инициатив Министерства просвещения РФ: - начальник управления организации, проведения мероприятий и методического сопровождения проектов в сфере образования Юлия Есауленко (лауреат конкурса «Педагог года Москвы – 2015» в номинации «Учитель года»); - главный специалист отдела методического сопровождения проектов в сфере образования Ольга Шугаева (лауреат конкурса «Учитель года Москвы – 2004», победитель конкурсного отбора лучших учителей РФ в рамках реализации ПНПО в г. Москве); - главный специалист отдела организации, проведения мероприятий Варвара Лаврентьева (победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2020»). Интервью со Светланой Редченко доступно в социальной сети «ВКонтакте» по ссылке.   Интерактивная онлайн-платформа RUSOGE.RU обеспечивает автоматическую проверку грамотности и выполняет оценку сочинений по разработанным Рособрнадзором критериям оценивания.