
Новость Rusoge №1763033700000
Эксперты подтвердили эффективность наставничества для профессионального развития
В Москве 12 ноября представили итоги всероссийского исследования, посвященного развитию института наставничества в стране. Согласно ему, 44% россиян нуждаются в наставнике. В опросе, который провели Центр знаний «Машук» и Аналитический центр ВЦИОМ, приняли участие более 4 тыс. человек со всей России. Об этом сообщили в пресс-службе Центра знаний «Машук».
Проведенное совместно с ВЦИОМ исследование отражает мнение респондентов о роли и значимости наставничества в современном обществе, образе наставника, региональной специфике и востребованных сферах в этой области.
«Совместно с партнерами мы проводим образовательные программы по наставничеству, реализуем методические пособия, активно участвуем в реализации Концепции развития наставничества в РФ, созданной Российской академией образования. Наши разработки и опыт в этой области легли в основу нашего нового исследования, доказывающего, что наставничество сегодня является эффективным инструментом личностного и профессионального развития. Согласно результатам всероссийского опроса, 44% россиян нуждаются в наставнике, при этом наибольшую активность проявляет молодежь. Так, 68% представителей юного поколения выразили желание иметь наставника, а представители старшей возрастной группы не испытывают такой потребности (59%). Нам было интересно проследить, как меняется запрос на наставничество в зависимости от региона проживания. Исследование показало, что наиболее высокий спрос на наставников наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге. Важно отметить сферы, в которых россияне чаще всего ищут наставников, в топ-3 ответов вошли: профессиональное развитие (65%), психоэмоциональное состояние (36%) и жизнь в целом (33%)», – сказал генеральный директор Центра знаний «Машук», заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Антон Сериков.
Он уточнил, что просветительские мероприятия, которые проходили в Год педагога и наставника, мотивировали многих выступать в роли наставников. Сегодня 43% соотечественников готовы делиться своими знаниями и опытом с другими, а 14% уже являются наставниками. Полученные в ходе исследования результаты лягут в основу новых образовательных продуктов Центра знаний «Машук».
«Всероссийский опрос проводился среди более 4 тыс. респондентов в возрасте от 18 до 60 лет на панели «ВЦИОМ-Онлайн». Так, 77% россиян говорят о том, что у них в жизни есть или был человек, которого они могут назвать наставником. При этом с возрастом доля тех, у кого есть либо был наставник, незначительно снижается. Интересно, что для 60% участников исследования наставниками становятся в первую очередь коллеги по работе. Это люди, которые ведут по профессиональному пути, помогают в адаптации и развитии. Родители и опекуны становятся наставниками для 38% наших сограждан, учителя в школе, преподаватели в вузе – для 37% россиян. Родственников в опросе назвали своими наставниками только 27% граждан, а для 6% респондентов в такой роли выступают их психологи. По мнению 48% россиян, идеальный наставник должен быть старше, обладать жизненным опытом, которым он готов поделиться с другими. Говоря о главных качествах наставника, респонденты отмечали профессионализм и компетентность, богатый профессиональный опыт, терпение, мудрость и доброжелательность», – прокомментировал генеральный директор Фонда содействия изучению общественного мнения, председатель Общественного совета при Минтруде России Константин Абрамов.
Председатель комитета Госдумы по молодежной политике, член наблюдательного совета Центра знаний «Машук» Артем Метелев отметил, что, согласно исследованию, каждый второй (57%) представитель молодежи в России готов стать наставником.
«Это говорит, с одной стороны, о моральной зрелости, в том числе современной молодежи, и готовности отдавать и брать дополнительную ответственность. С другой стороны, это говорит о государственной политике, которая в нашей стране реализуется. По поручению президента России мы запустили платформу «Наставник.рф», чтобы объединить людей, которые ищут наставников и хотят выступить в этой роли. Одним из наших ключевых партнеров в этом вопросе является Движение Первых. Совместно с экспертами организации, в которой закреплена роль наставника, мы прописываем положение о наставничестве. Кроме того, коллеги реализуют важный проект «Значимый взрослый», нацеленный на выстраивание системы наставничества для детей-сирот и детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации», – подчеркнул Артем Метелев.
Президент Российской академии образования Ольга Васильева рассказала о развитии системы наставничества в истории России и представила разработанную РАО Концепцию развития наставничества в Российской Федерации, подчеркивающую роль личности наставника и разнообразие форм наставнической деятельности.
«Важно продолжить традиции отечественного наставничества, которое на протяжении многих лет обеспечивало своевременное и качественное введение в профессию квалифицированных кадров, последовательный рост их мастерства, с опорой на весь наш богатый опыт. И вместе с тем необходимы новые подходы – наставничество должно отвечать современным вызовам», – заметила Ольга Васильева.
Она представила разработанный учеными РАО Этический кодекс наставника и научно-педагогическую модель для работы детско-взрослых коллективов. Президент РАО также подчеркнула, что особое внимание поддержке наставничества академия уделяет через создание региональных научных центров РАО, в том числе на базе Центра знаний «Машук».
«В Университете МИСИС уделяют особое внимание наставничеству: мы создали многоуровневую систему, ориентированную на всех участников образовательного процесса – от школьников и студентов до сотрудников и ученых. В вузе активно работает Клуб студенческих наставников: обучающиеся старших курсов, прошедшие специальную подготовку по нашей авторской программе развития надпрофессиональных навыков «Новый уровень», помогают первокурсникам адаптироваться в университете, познакомиться с его историей, традициями и ценностями, узнать о возможностях вуза в области образования, исследовательской и внеучебной деятельности. Не менее важное направление наставничества – адаптация молодых ученых в академической среде и работа с профессорско-преподавательским коллективом», – отметила ректор НИТУ МИСИС, член Совета по науке и образованию при Президенте РФ Алевтина Черникова.
Она добавила, что для реализации этой работы в университете создана Школа педагогического мастерства. Это один из элементов экосистемы вуза, способствующий освоению новых технологий и распространению лучших практик, повышению квалификации преподавателей.
Работа федерального института наставничества осуществляется в соответствии с распоряжением председателя Правительства РФ Михаила Мишустина об утверждении Концепции развития наставничества в России до 2030 года и плана мероприятий, реализующихся в рамках национального проекта «Молодежь и дети».
Центр знаний «Машук» по поручению президента России Владимира Путина с сентября 2024 года является федеральным методическим центром по развитию института наставничества и формированию базы лучших практик наставничества для их дальнейшего внедрения в систему молодежной политики.
Русский язык. Репетитор. ОГЭ. Интерактивная онлайн-платформа RUSOGE.RU обеспечивает автоматическую проверку грамотности и выполняет оценку сочинений по разработанным Рособрнадзором критериям оценивания ОГЭ по русскому языку.
