Rusoge.ru – главная страница
Исследование: тотальный запрет на использование смартфонов в школах не решает проблем

Исследование: тотальный запрет на использование смартфонов в школах не решает проблем

В Институте содержания и методов обучения им. В.С. Леднева изучили влияние смартфонов на академическую успеваемость школьников. По итогам исследования выявлена необходимость перехода от традиционного использования дистанционных образовательных технологий к асинхронным форматам обучения.

Искандар Мухаметзянов, доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник института, обратил внимание на двойственную роль цифровых устройств в образовании. Если использование смартфонов в образовательных учреждениях часто отвлекает ребят от учебы, то за пределами школы телефоны могут обеспечивать доступ к образовательным платформам и положительно влиять на успеваемость.

Кроме того, в ходе исследования определена прямая связь между использованием смартфонов в учебных целях и уровнем академической мотивации, а также состоянием психического здоровья школьников.

Так, особую тревогу у ученого вызывает формирование зависимости от смартфонов среди школьников, в том числе номофобии – страха остаться без мобильного телефона и связи. Эта зависимость усиливается по мере перехода из начальной школы в среднюю и чаще наблюдается у мальчиков.

Неконтролируемое использование цифровых устройств оказывает значительное влияние на формирование личности несовершеннолетних, вызывает тревожно-депрессивные и негативные эмоции у трети старшеклассников.

«Существенным препятствием остается и цифровое неравенство учащихся, обусловленное разным уровнем цифровой грамотности, которая в том числе во многом зависит от возможностей самих школьников и их родителей. Анализ стратегий поиска информации показывает, что учащиеся, вне зависимости от использующегося ими устройства (компьютера или смартфона), в большинстве своем пользуются им для поиска информации, однако те, кто отдают предпочтение смартфону, используют его чаще для поиска готового ответа, в том числе в виде видеоподсказок», – подчеркнул в статье Искандар Мухаметзянов.

Он добавил, что без достаточного уровня цифровой грамотности школьники не могут эффективно оценивать релевантность и безопасность информации, что способствует информационной перегрузке и отказу от самостоятельного анализа контента. Это приводит к переоценке своих знаний о цифровых технологиях. Кроме того, использование образовательных ресурсов на небольших экранах смартфонов делает обучение менее комфортным и эффективным.

Дмитрий Куракин, главный редактор журнала «Информатизация образования и науки», доктор технических наук, профессор, отметил, что исследование Искандара Мухаметзянова поднимает одну из самых острых и противоречивых проблем современного образования. Повсеместное распространение смартфонов, с одной стороны, создает благоприятные условия для развития цифровой образовательной среды, а с другой – несет в себе серьезные риски для академической успеваемости и психического здоровья учащихся.

«Тотальный запрет на использование смартфонов в школах не решает проблем, поскольку основное взаимодействие с цифровой средой происходит вне образовательных организаций. Более того, в силу своей доступности эти мобильные устройства способны уравнять доступ к цифровому образовательному контенту для большинства российских школьников. Предложенный автором переход к асинхронным форматам обучения в сочетании с целенаправленным формированием цифровой грамотности представляется рациональным путем минимизации негативных последствий «смартфонной революции». Анализ проблем и путей их решения, проведенный автором статьи, поможет выработке конкретных методических решений в области цифровой педагогики», – рассказал Дмитрий Куракин.

Статья Искандара Мухаметзянова, доктора медицинских наук, профессора, ведущего научного сотрудника Института содержания и методов обучения им. В.С. Леднева, опубликована в четвертом номере журнала «Информатизация образования и науки». Его учредителем выступает Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования, подведомственный Министерству просвещения Российской Федерации.

Русский язык. Репетитор. ОГЭ. Интерактивная онлайн-платформа <a href=https://rusoge.ru target=_main>RUSOGE.RU</a> обеспечивает автоматическую проверку грамотности и выполняет оценку сочинений по разработанным Рособрнадзором критериям оценивания ОГЭ по русскому языку.