Rusoge.ru – главная страница
ВШГУ Президентской академии выявил особенности ценностей и традиций воспитания в странах БРИКС

ВШГУ Президентской академии выявил особенности ценностей и традиций воспитания в странах БРИКС

Научный коллектив института «Высшая школа государственного управления» (ВШГУ) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) на примере России, Бразилии, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики (ЮАР) изучил особенности ценностей и традиций воспитания в странах БРИКС. Проект реализован в интересах Министерства просвещения Российской Федерации в рамках государственного задания на 2025 год.

«Наш Президент Владимир Путин ранее подчеркивал, что государства БРИКС представляют разные модели развития, религии, самобытные цивилизации и культуры, и при этом все выступают за равенство и добрососедство, за приоритет традиционных ценностей, высоких идеалов дружбы и согласия, что особенно важно в нынешней непростой геополитической обстановке. В этом контексте особую значимость приобретает научно-исследовательская работа, посвященная изучению систем воспитания и традиций в странах БРИКС. Уверен, что этот проект придаст новый импульс развитию партнерства, откроет новые горизонты сотрудничества в сфере образования и будет способствовать укреплению дружеских отношений между нашими странами», – отметил Министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

Сопоставительный анализ полученных учеными данных показал общие черты в изучении современных ценностей и традиций стран БРИКС. Это семейные ценности, качественное образование, трудовая этика, патриотизм и любовь к Родине, коллективизм, этические нормы, духовность и религиозность, здоровье и физическая активность, культурные традиции.

Наряду с этим были выявлены особенности ценностей и традиций дружественных стран. Для Бразилии, Индии и ЮАР характерен комплекс схожих вызовов, в числе которых низкий уровень грамотности населения, неравенство в доступе к качественному обучению и невысокий уровень подготовки учителей. В Индии и Китае зафиксирован уникальный феномен, сочетающий многовековую культурную и философскую традицию с современными механизмами государственного регулирования, идеологического проектирования и цифровизации. Для России и Китая объединяющими чертами являются централизованная система управления воспитанием, государственное регулирование и нормативная формализация. А система воспитания в ЮАР имеет ряд отличительных характеристик, среди которых принцип децентрализованного управления образованием, автономия в реализации воспитательной политики у провинциальных департаментов образования и муниципалитетов.

Научно-педагогическое описание современных ценностей и традиций воспитания в странах БРИКС показало, что для граждан Бразилии семья – это важнейший институт, обеспечивающий социализацию детей, формирование личности и сохранение национальных традиций, а в России семья представляет собой ключевой институт воспитания – основу социальной структуры общества, где в приоритете уважение к старшим, воспитание детей в традициях предков и сохранение культурных норм. Для граждан Индии семья играет ведущую роль в формировании ценностей и традиций с раннего детства и до конца жизни, выступая источником любви, поддержки и наставничества. Для граждан Китая семья является основным субъектом воспитания, для которого характерны строгая иерархия, послушание старшим и преданность семейному долгу, а в ЮАР семья – это первичная и основополагающая воспитательная среда, источник идентичности и безопасности, а также центр сохранения традиционных обычаев и культурного наследия.

Что касается направлений воспитания, то в Бразилии отдельное внимание уделяется физическому и умственному развитию, экологическому сознанию, творческому и социальному равенству и культурному разнообразию, в России приоритетными являются гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое и экологическое воспитание, а также ценности научного познания. В Индии ключевыми направлениями выступают духовное, физическое, патриотическое и экологическое воспитание, интеллектуальное развитие, укрепление семейных ценностей, творчество и самовыражение, а в Китае воспитательный процесс охватывает патриотическое, нравственное, физическое, эстетическое и трудовое воспитание, а также интеллектуальное развитие. В ЮАР в воспитании особенно поддерживаются равноправие, толерантность, гражданское образование, коллективизм, солидарность и гуманизм.

«Общие ценности и уважение к традициям воспитания в странах БРИКС – основа для развития международного сотрудничества. Результаты научно-исследовательской работы ВШГУ направлены на методическую поддержку подготовки и повышения квалификации педагогов России и дружественных стран, создают фундамент для будущих совместных проектов, а также для взаимопонимания среди детей и молодежи в условиях культурного многообразия», – подчеркнула заместитель директора Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования РАНХиГС Светлана Осадчева.

Культура Бразилии во многом проявляется в танцах, музыке, футболе и праздниках. Россию отличают культурные традиции в области литературы, музыки, театра и кинематографа, а также многонациональная культура народов страны. Влияние на культуру Индии оказывают индуизм, ислам, сикхизм и буддизм, что отражается в кинематографе, танцах, музыке и фестивалях, а в Китае культура находится под влиянием философских учений Конфуция, Лао-цзы и Будды, что находит отражение в архитектуре, искусстве, включая каллиграфию, живопись тушью, керамику и фарфор. ЮАР представляет собой мультикультурное общество, сформированное коренными народами, европейцами и азиатами, что проявляется в музыке и танцах различных стилей и направлений.

В религиозном контексте Бразилия – христианская страна, где доминирует католицизм, практикуются различные формы протестантизма, спиритизма и афро-бразильских культов. Россия является многоконфессиональной страной, где представлены православие, ислам, буддизм, иудаизм, а также религиозные общины католиков и протестантов. В Индии распространены индуизм, ислам, христианство, сикхизм и джайнизм, при этом индуизм укоренен в культуре и быте большинства жителей, а в Китае – конфуцианство, даосизм и буддизм, что создает сочетание традиционных верований и современных взглядов. ЮАР отличается религиозным многообразием: здесь представлены христианство (англиканская, методистская и реформатская церкви), а также общины мусульман, индуистов и последователей традиционных африканских верований.

Результаты исследования легли в основу проекта методических рекомендаций, которые будут полезны при разработке и реализации программ дополнительного профессионального образования для управленческих и педагогических кадров (включая программы переподготовки) и образовательных программ высшего образования по педагогическому направлению. Кроме того, созданный учеными буклет может быть использован в работе советников директоров по воспитанию и заместителей руководителей по воспитательной работе.

Русский язык. Репетитор. ОГЭ. Интерактивная онлайн-платформа <a href=https://rusoge.ru target=_main>RUSOGE.RU</a> обеспечивает автоматическую проверку грамотности и выполняет оценку сочинений по разработанным Рособрнадзором критериям оценивания ОГЭ по русскому языку.