
В 2026 году свыше 10 тыс. учебных заведений представят лучшие практики бережливого производства
В подведомственном Минпросвещения России Федеральном институте цифровой трансформации в сфере образования подвели итоги первого года реализации проекта «Производительность труда» нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». Он направлен на повышение качества предоставляемых услуг без увеличения нагрузки на сотрудников, помогает оптимизировать рабочие процессы, улучшать условия труда в организациях.
Руководитель отраслевого центра компетенций в сфере производительности труда ФИЦТО Алексей Комаров сообщил, что за первый год проект уже доказал свою эффективность.
«Если в 2025 году в проекте принимала участие 1 631 образовательная организация, тиражирующая лучшие практики, то в 2026 году это уже 10 167 образовательных организаций – рост более чем в шесть раз! Количество внедренных коробочных решений в 2025 году составило 25, в 2026 году – уже 100 коробочных решений. Культура эффективности становится все более востребованной, а бережливая система образования – реальностью», – рассказал он.
Также Алексей Комаров подчеркнул важность грамотного подхода к обучению педагогических работников, формирования у них бережливого отношения к ресурсам организации и постоянного стремления совершенствовать свою работу. Это необходимо делать на этапе обучения и подготовки кадров.
«Когда мы говорим о задачах проекта «Производительность труда» в социальной сфере, мы говорим о росте качества образования, создании комфортной и безопасной среды, обеспечении достойного уровня оплаты труда педагогов и, конечно же, о формировании культуры быть эффективным. Всего этого реально добиться через установление единых подходов к формированию штатных расписаний, создание единой учебно-воспитательной среды, сокращение времени на оформление документации, преемственность программ между уровнями образования и, конечно же, через безопасное образовательное пространство», – добавил он.
В 2025 году сотрудники отраслевого центра компетенций (ОЦК) провели всесторонний анализ отрасли в 84 регионах страны. По его результатам на портале «производительность.рф» (https://производительность.рф/ ) было опубликовано 35 лучших практик для массового распространения. В 17 регионах-пилотах реализован проект по повышению производительности труда при поддержке экспертов ОЦК, а общее число тиражированных лучших практик достигло 1 631. Отметим, что центр обеспечивает методическое, информационное, а также организационно-техническое сопровождение субъектов РФ и образовательных организаций.
Заместитель руководителя ОЦК в сфере производительности труда ФИЦТО Татьяна Якубович подчеркнула значимую роль цифровизации в этом вопросе.
«Автоматизация процессов, сбор информации, уход от бумажного документооборота позволяют анализировать большой объем данных, освобождают сотрудников для более творческой и стратегически важной работы. Это не только увеличивает скорость выполнения задач, но и минимизирует вероятность человеческих ошибок. Цифровые технологии позволяют работникам выполнять свои обязанности из любого места, что способствует более гибкому графику работы, повышает доступность образования. И это только несколько примеров того, как цифровизация влияет на повышение производительности труда», – обратила внимание она.
Напомним, что по поручению президента России Владимира Путина бережливыми технологиями до конца 2030 года должны быть охвачены все организации социальной сферы, в том числе образовательные учреждения. Соответствующая работа ведется Минпросвещения России в рамках федерального проекта «Производительность труда» национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика».
Так, в 2024 году глава ведомства Сергей Кравцов изучил примеры энергосбережения и сокращения рутинных процессов в московской школе № 1474.
Для распространения бережливого производства в сфере образования на базе ФИЦТО создан отраслевой центр компетенций в сфере производительности труда.
Русский язык. Репетитор. ОГЭ. Интерактивная онлайн-платформа <a href=https://rusoge.ru target=_main>RUSOGE.RU</a> обеспечивает автоматическую проверку грамотности и выполняет оценку сочинений по разработанным Рособрнадзором критериям оценивания ОГЭ по русскому языку.
